Административные жалобы граждан

Содержание

Как написать жалобу: образец административной жалобы 2021 года, куда жаловаться на администрацию

Административные жалобы граждан

Жалоба – это просьба потребителя, пациента, клиента о восстановлении его нарушенных прав или защите интересов.

Право на подачу жалобы по любым вопросам предоставляется пострадавшим лицам на основании Закона о порядке рассмотрения обращений граждан от 02.05.2006 года № 59-ФЗ. Названный нормативный акт применим ко всем ситуациям с учетом норм специальных законов.

Куда можно подать жалобу?

На сегодняшний день рассмотрением жалоб граждан занимается большой перечень государственных и муниципальных органов, а также различных организаций. Выбор конкретного ведомства для подачи обращения зависит от особенностей сложившейся ситуации и компетенции соответствующей инстанции.

Для того, чтобы не ошибиться с выбором, следует ознакомиться с кругом полномочий каждого учреждения. Рассмотрим наиболее популярные и востребованные:

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор отвечает за соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Одним из направлений ведомства является проведение плановых и внеплановых проверок деятельности организация и предпринимателей, реализующих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги населению.

Сотрудники Роспотребнадзора следят за тем, чтобы реализуемая на рынке продукция отвечала требованиям качества и безопасности. Продавцы проверяются на предмет раскрытия достоверной информации о товарах, работах и услугах.

За нарушение обязательных требований продавцы могут быть привлечены к административной ответственности вплоть до приостановления деятельности.

Министерство здравоохранения

Минздрав курирует вопросы качественного оказания медицинской помощи. Пациенты могут обратиться в региональные департаменты здравоохранения и министерства в случае нарушения прав со стороны медицинских работников, необоснованного взимания платы за лечение или лекарства, которые должны предоставляться бесплатно по полису.

На основании поступившего обращения в отношении лечебного учреждения проводится проверка, по результатам которой виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, а права пациентов – восстанавливаются.

Поликлиника

Часто для быстрого решения конфликта с медицинскими работниками достаточно обратиться с жалобой к заведующему поликлиникой, который обязан вести личный прием граждан. Если факт нарушения интересов пациента подтверждается, конфликт решается на месте без затягивания процедуры рассмотрения.

В серьезных случаях может быть проведена дополнительная проверка

Прокуратура

Если гражданин не знает, к кому обратиться за защитой своих прав, можно подать жалобу в прокуратуру, расположенную по месту проживанию. Ведомство осуществляет надзор за соблюдением законности в большинстве сфер законодательного регулирования.

По факту обращения проводится проверка, в ходе которой могут быть выявлены административные правонарушения и преступления. Для восстановления интересов заявителя прокурор выносит предписание.

Также при наличии оснований возбуждается дело об административном правонарушении или уголовное дело.

Жилищная инспекция

Жилищная инспекция занимается рассмотрением обращений граждан по поводу качества оказанных коммунальных услуг, неправомерных действий управляющих компаний, несоблюдения порядка признания жилья непригодным для проживания.

Представители инспекции принимают участие при приемке домов после проведения капитального ремонта, налагают на организации штрафы за нарушение прав собственников жилья, контролируют подготовку к отопительному сезону.

Как правильно составить жалобу?

Если вы определились с ведомством, в которое намерены подать жалобу, предлагаем воспользоваться рекомендациями по составлению обращения, разработанными нашими специалистами. Важно обратить внимание на содержание документа и общие правила по его написанию.

Что должно быть написано в жалобе?

Конкретный бланк и содержание жалобы законом не установлены. Образец обращения можно найти на сайтах государственных органов или ознакомиться с ним при личном посещения ведомства.

На практике жалоба составляется по следующему алгоритму:

  1. Заполняется шапка документа, из которой должно быть понятно, в какое ведомство обращается гражданин и кто является заявителем. Сначала пишется должность сотрудника и наименование проверяющего органа, затем ФИО обратившегося лица, его адрес и контактный телефон.
  2. В описательной части кратко излагается проблемная ситуация. Факты должны быть указаны в хронологической последовательности с достоверной информацией о дате времени и месте происшествия. Заявитель делает акцент на том, каким образом в результате действий или бездействий служащего, продавца, врача, другого должностного лица были нарушены его интересы.
  3. В просительной части нужно сформулировать конкретное требование по восстановлению справедливости. Если их несколько, то нужно сделать перечисление в виде нумерованного списка.

В конце жалобы обязательно ставится подпись заявителя и дата составления. В подтверждение своих доводов гражданин прикладывает оригиналы или копии документов.

Рекомендации по составлению жалобы

Для получения нужного эффекта от жалобы нужно внимательно отнестись к ее содержанию, объему и стилю изложения. Поэтому следует максимально придерживаться правил деловой переписки:

  1. Текст излагается емко, четко, по существу. Лишние детали усложняют понимание сути проблемы. Художественные выражения и метафоры будут неуместны.
  2. Не нужно употреблять экспрессивную лексику. В тексте должны быть только нейтральные слова, точно описывающие факты.
  3. Желательно соблюдать правила стилистики, орфографии и пунктуации.
  4. Рекомендуется указывать ссылки на нормы закона, которые нарушены. Это ускоряет процесс рассмотрения обращения.
  5. Обязательно указывается подробная информация о заявителе, чтобы должностное лицо знало, кому и по какому адресу направить ответ.
  6. Требование о восстановлении нарушенных прав должно начинаться со слова «прошу» и иметь четкую, конкретную формулировку.

Важно! Через компетентные органы ежедневно проходит множество обращений, которые не всегда прочитывают до конца. Поэтому чем больше в жалобе аргументов, тем быстрее проверяющий поймет сложившуюся ситуацию и предпримет конкретные действия по ней.

Каких ошибок следует избегать?

При составлении жалобы следует учитывать требования статьи 11 Закона 02.05.2006 года № 59-ФЗ. В противном случае обращение останется без рассмотрения.

Так, не рассматривается обращение, в котором:

  • отсутствует информация об адресате (анонимные жалобы);
  • содержатся угрозы, нецензурная лексика;
  • раскрывается охраняемая законом тайна;
  • содержится повторный вопрос, на который заявителю уже давался ответ;
  • отсутствует суть обращения;
  • обжалуется судебное решение.

Также остаются без внимания обращения, написанные неразборчивым почерком, не поддающимся прочтению.

Образцы грамотно составленных жалоб

Если у вас возникли сложности при составлении жалобы, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу или воспользоваться образцами, разработанными специалистами нашего сайта.

Перечисленные выше образцы могут быть применены к любому случаю с поправками на конкретную ситуацию. Например, жалоба в прокуратуру может быть написана в таком формате:

В прокуратуру города Благовещенска

Адрес: г. Благовещенск, ул. Ленина, 45

от Кравцова Ивана Ивановича

Адрес: г. Благовещенск,

ул. Институтская, 26, кв. 10

Жалоба

Кольцо было инкрустировано камнями из бриллиантов, всего 3 камня. 10.01.2020 года один из бриллиантовых камней выпал, что указывает на ненадлежащее качество товара.

Источник: https://rsgji.ru/drugoe/kak-napisat-zhalobu-obrazecz-administrativnoj-zhaloby-2020-goda-kuda-zhalovatsya-na-administracziyu.html

���������������� ������. ��� � ������?

Административные жалобы граждан

�� �� ��� ���������… � ���� �� �������? � �� �� �� ���, � ���. ������ ������ �������� ������� �����… �����������, �������� �������. �������� ����� ����� ����� �������� �� ��� ��� ����� «������� �����», ������� ���������� � �������� �����������.

������, �� ������� ��������, ��� ��������� ���������� � ���������� ������� � ����������� ��� — ��������������� ����� ������ ����������.

����� ����, ��������� � ����� � ������������ �������� ������ �� ������, ������� �� ���������� ����������������� ��������, ��� �������, ������� ��������, ������� ������ ������ �����.

����� ���������������� ������ �������� �������� �������� � �� ����� «������ ������» �� ������� ����� ���������, ������� ��������� ���������� ������������ ������ «� ������� ������������ ��������� ������� ���������� ���������», ������ ������� � �������� ��.

������� ���������������� ������. ����� ������ �������� ����������������?

������ ������������� ��� ������ ��� ���������������� � ��������. ��������� ��������������� ������ � ������� ��������� ���������������: ������������, ����������, ������������, ����������������. ��� ��������� ������, �������� ����������� ����� � ������� ������, ����� �������, ��������� � ����������������.

�� ������� ��������� �� �������� ������ ����� ��������� � ���. ��������, ������ �� ��������������� ������������ ����, ������� �� ������� ����� ��������� �� ���, � ��������� ����� ��� ������������ ����, ��������� ����������������.

���������������� ��������� ��� ���� ���������������� �����: ����� � �����������.

������ ����������� ����� � ������� ������������ ��������� �������� ����������� ������� � ���������� � ��� �� ������ ������ ��� ������� (�� ����������� ��.

4 ������: «������� ���������� � �������������� ��� ������ ��� ���������� ����, ������ ��� �������� ��������� ���� ����, ������ ��� �������� ��������� ������ ���»), �� ����� � ��������� ����������� � ���������.

������ � ������������ ����� ���������������� ����� ������� �������������� ����������� ����� «� ������� ������������ ��������� ������� ���������� ���������». ������� ������������ � ��������� ����������� ���������������� ����� ���������� ����������� ����� ��������������� �����, ��������, ������� �� �� ���������������� ���������������, ��������������� ������ �� �� � ������.

����� ������� ������ ������ ����� ���������������� ������ � ����� ����� � �� ������ ������. ��� ����� ����� � ����� �� ����������.

����� �� ������ ����������� ���������������� ������ ���������������� ����������� �������� � ������ ����������� ����������.

���, ������ �� ����������������� ����, �� ������������� �� ���������������� ��������� ������� � ������������ � ������������ ����� 30 ���� ��.

������� ����� ���������������� ������. �� ��� ����� ����������?

���������������� ������ ������� �������� �� �� ��������������� ����� �� ��������� � ������ ������ � ����� ����������� ����� �������.

��� ��������� ���������������� �� ������ �� ������� ��, �� � �� ������� ������ ���������� � ��� ��� �����������.

������, ������� ������ � ���������������� ������� ������� ��������� ���������� ���������������� ������ ��� ������������ ����. ����� ����, ���������������� ������ �� ������ �������� ����� � ������� ������ ���.

���������� � ����� ���������������� ������

� ������������ �� ������ ������� ������������ ������ «� ������� ������������ ��������� ������� ���������� ���������» ���������������� ������ � ������ ��������� ����� ���� ��� ���������������, ��� � �������������. �������� ��������� ���� ����� �������� � �����������, ����� �� ������������ ���������������� ����� �� ���������.

������ �������� � ���������� ��� � ����������� ����. � ��� �������� ������ ��������� ����� �������������� ��������� ��� ���������, � ��� ����� � � �������� �������, � ����� ������� ����������� �������������� ��������� � ���� �������.

� ������ ���������������� ������ � ������������ ������� ����������� ������������ ������ ��� ���������, �������, ��� � �������� ������������ ����, �������� ���������� ���������, � ����� ����������� ������� ��� � ��������, �������� ����� ��� ����������� � �������. ���� ������ ���������� � ������������ �����, ������������� ������ �������� ���������� � ��������� ���� ���������. ��� ������� �������������� ���������� � ����������, ��� (���� �� �����) ����������� � ���������������� ������.

��� ��������� � ����������� ����, ������ ��������� ������ ����� ���� ������ ����� ����������� �����, ���� ����� ��������� � ����� ������������ ���������. �������������� ��������� � ���� ������ ����� ���� ����� ��������� � ����������� �������, ���� ���������� ������� ������.

������ (�������) ����� ���������������� ������

������� ������ � ���������������� ������� ������� �������� � ��� ���������� ����� ���������, ���� ���������� � ������� �� �� ����������. ��������, ��� ���������� ����� ������� ���������������� ������ ��� ����� ��� ����������, ��������� �� ��� ������ ����� ����������. ���������� ���� ������ ���� ��������, ����� ����� ���� ��������� � ������������ �����.

� ��������������� ���������

                                                                                              ����� � ������ �����-����������

                                                                                              �� ������ ����� �������������,

                                                                                              ������������ �� ������:

                                                                                              198000, �����-���������,

                                                                                              ��. �������� �������, �.14, ��.44

                                                                                              ���. 000-00-00

                                                           ������

Источник: https://rossovet.ru/articles/item/118/

Административная жалоба: понятие. признаки, виды

Административные жалобы граждан

Административная жалоба: понятие. признаки, виды. Производство по жалобе.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы – жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

– общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

– специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Источник: https://studopedia.ru/7_126162_administrativnaya-zhaloba-ponyatie-priznaki-vidi.html

Административная жалоба гражданина или юридического лица

Административные жалобы граждан

   Административная жалоба гражданина или юридического лица поможет исправить ситуацию.

    Важным моментом в работе наших адвокатов по составлению административных жалоб является работа в команде, подготовка необходимых документов в короткие сроки.

В каких случаях возможна административная жалоба?

   Под административной жалобой в настоящем материале понимается ни жалоба по административному делу, связанному с правонарушением, квалифицированным по статье КоАП РФ, а жалоба на нарушение прав лица, т.е.

это обжалование действий, бездействия, решений должностных лиц, тех или иных органов. В данном случае обжалование происходит в административном порядке, т.е.

не путем оспаривания через суд, а путем подачи жалобы руководителю организации, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган.

   Административная жалоба может быть подана, если лицо не согласно с принятым решением, например, судебным приставом-исполнителем, или считает, что должностное лицо бездействует, либо наоборот, считает, что действия должностного лица нарушают его права.

   Жалоба в административном порядке может быть подана в антимонопольный орган, в прокуратуру, в пенсионный фонд, в другие органы в порядке подчиненности, уполномоченные рассматривать жалобы, кроме суда, т.е. все зависит от того, чье решение, действие или бездействие и по какому вопросу обжалуется.

ПОМНИТЕ: при подаче административной жалобы на решение можно пропустить срок на оспаривание в судебном порядке.

Как составить административную жалобу

   Чаще всего те или иные органы имеют административные регламенты, в которых может быть прописано, что должна содержать административная жалоба. За основу при составлении жалобы может быть взят следующий порядок:

  1. указывается орган или должностное лицо конкретного органа, которому адресуется жалоба. Также лучше указать адрес соответствующего органа.
  2. указывается информация о заявителе, которая должна включать в себя ФИО заявителя, его адрес места жительства, можно указать номер телефона, адрес эл.почты.
  3. документ может быть назван «Жалоба». В названии можно указать, на что жалоба, например, «на бездействие судебного пристава-исполнителя».
  4. в тексте жалобы указываются обстоятельства, в связи с которыми заявитель вынужден обратиться с административной жалобой, какие права нарушены, например, решением того или иного должностного лица, действия какого должностного лица обжалуются. Следует указать реквизиты решения, на которое подана жалоба, сведения о должностном лице, если обжалуются его действия, бездействие.
  5. в просительной части указываются требования заявителя, например, провести проверку, отменить решение должностного лица.
  6. если обжалуется решение, то прикладывается копия такого решения, а также иные документы в подтверждение доводов жалобы. Прикладываемые документы перечисляются в приложении.
  7. после приложения ставится дата, подпись и указывается ФИО.

Внимание: смотрите видео по правилам составления жалобы, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Способы подачи административной жалобы

   Жалоба может быть подана при личном посещении вышестоящего органа или должностного лица, через приемную под отметку на экземпляре заявителя.

ВНИМАНИЕ: в определенных случаях, при обжаловании решений, например, налоговых органов, жалоба подается в тот орган, чье решение обжалуется, а далее уже жалоба направляется в вышестоящий орган.

   Административную жалобу можно направить почтовым отправлением заказным письмом желательно с описью вложения.

   Также жалоба может быть подана в электронной форме через личный кабинет, через заполнения специальной форме в электронном виде, через портал Госуслуг.

ВАЖНО: при направлении жалобы через электронную почту тот или иной орган может не принять ее к рассмотрению, сославшись на то, что жалоба подана не надлежащим способом, в этом случаи жалоба будет считаться не поданной.

Порядок рассмотрение жалоб в административном порядке

   Общий порядок рассмотрения жалоб в административном порядке невозможно изложить, поскольку каждый орган рассматривает жалобы в своем порядке, как правило, руководствуясь административным регламентом.

   Например, ФАС рассматривает жалобы на заседании комиссии, приглашая заинтересованных лиц. Кто-то рассматривает жалобы по правилам рассмотрения обращений граждан.

   В любом случае жалоба должна быть зарегистрирована, проверена и по ней должно быть принято какое-то решение. Ответ, решение по жалобе должны быть направлены заявителю.  

Срок рассмотрения административной жалобы

   Сроки рассмотрения административных жалоб могут быть разные. Кто-то должен рассмотреть жалобу в течение 5 или 7 дней, кто-то будет рассматривать жалобу в течение 30 дней, а кто-то продлит срок рассмотрения жалобы до 60 дней.

   С учетом указанного, конкретные сроки следует смотреть в административных регламентах или законах, регулирующих порядок подачи и рассмотрения жалобы.

Помощь адвоката по административным жалобам

   Обжалование решений, действий или бездействия органов и их должностных лиц является непростым делом, требующим специальных знаний. Если у Вас возникла необходимость в подачи административной жалобы, и Вы не знаете, с чего начать, обратитесь к нашим адвокатам, которые:

  • проведут анализ Вашей ситуации на возможность и необходимость подачи жалобы в административном порядке;
  • проконсультируют по вопросу подачи административной жалобы;
  • помогут грамотно составить административную жалобу;
  • при необходимости могут представлять интересы заявителя при подаче жалобы и ее рассмотрении;
  • окажут иную необходимую юридическую помощь.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnaya-zhaloba

Российское административное право

Административные жалобы граждан

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.

Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными.

Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др.

Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

В гражданско-правовых отношениях, построенных на началах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа: административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Иными словами, второй тип — это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.

Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды.

Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права.

Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.

В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

https://www.youtube.com/watch?v=RJ5BOeBHBCc

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Сейчас все чаще встречаются жалобы о незаконности нормативных актов.

В названном Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами.

Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других социально-культурных учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов, уполномоченные по правам человека рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие.

Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые работники. Обращение может быть подано в целях защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу.

По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы одновременно или в разное время.

Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

Но в настоящее время существует ряд ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

Она должна быть изложена на государственном, т.е. русском, языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.

Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать ряд соображений.

Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя либо место его работы, учебы. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес и место работы (учебы) — альтернативно, т.е. либо то, либо другое.

Во-вторых, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему внести в обращение необходимые сведения.

В-третьих, если в ходе проверки будет установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производство по жалобе должно быть прекращено.

А организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как будет установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней.

Отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т.д., необоснованны.

Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав. Оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В числе специальных — жалобы:

  • на действия и бездействие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируются ТмК РФ;
  • на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются НК РФ;
  • на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется КоАП РФ;
  • вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями;
  • иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы имеют такие особенности, как:

  1. наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
  2. специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
  3. четкое закрепление субъектов права на такую жалобу, признание таковыми, как правило, лишь некоторых, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
  4. установление письменной формы и адресатов жалобы;
  5. специальные сроки подачи жалоб;
  6. процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан.

В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу.

Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб. Действие обжалуемого акта может быть приостановлено.

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации.

Они должны:

  1. разъяснять гражданам такое право;
  2. принимать и устные, и письменные жалобы;
  3. работать с ними;
  4. информировать о работе с обращениями их авторов;
  5. систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

Источник: https://isfic.info/admis/nelis44.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.