Невозможность проживания

Содержание

Как установить факт невозможности проживания сироты в имеющемся жилье

Невозможность проживания

По закону те сироты, которые являются собственниками или нанимателями жилья, но не могут в нем проживать, в определенных случаях имеют право на получение жилья от государства. В федеральном законе есть перечень случаев (оснований), когда за вами могут признать право на получение жилья, если установлен факт, что проживание в имеющемся жилье вы проживать не можете.

Вот эти случаи:

  1. Недостаточная площадь жилья. На одного зарегистрированного в жилом помещении человека приходиться площадь меньше учетной нормы.
  2. Жилье в непригодном состоянии.
  3. В жилье проживают родители, лишенные родительских прав.
  4. Среди жильцов есть люди, больные хроническими заболеваниями из этого списка.

В законодательстве некоторых субъектов РФ есть дополнительные основания, их можно найти в региональном законе.

Если ваша ситуация подходит под один из этих случаев, нужно получить подтверждающий это документ. Какой именно документ нужен и как его получить читайте ниже.

Случай 1. Недостаточная площадь жилья

Проверьте, соблюдается ли в жилье учетная норма.

Учетная норма – это минимальный размер жилого помещения, исходя из которого определяется, является ли человек нуждающимся в жилье. Это соотношение общей площади жилья к количеству прописанных в нем жильцов.

Например: Общая площадь квартиры, расположенной в Рязани, 30 кв.м. Учетная норма в Рязани 12 кв.м/чел. и в жилье прописано 5 человек, таким образом норма не соблюдена (30/5=6 кв.м/чел).

Если в имеющемся у вас помещении на одного жильца приходится меньше учетной нормы, получите в ЖЭУ или управляющей компании справку о составе семьи.

После этого вам нужно установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Если учетная норма соблюдается, проверьте нет ли у вас других оснований (случаев), предусмотренных законом.

Случай 2. Жилье в плохом состоянии

Тут может быть два варианта.

Жилье официально признано непригодным для проживания и у вас есть подверждающий это документ.

В таком случае обратитесь в администрацию населенного пункта, где находится жилье, чтобы установить факт невозможности проживания в имеющемся жилом помещении.

Жилье по факту является непригодным для проживания.

Обратитесь в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений пригодными/непригодными для проживания. Эти комиссии формируются при местных администрациях. Для обращения используйте образец заявления.

Перед тем, как подавать заявление в некоторых случаях нужно подготовиться  — провести экспертизу, получить акты обследования от жилищной инспекции и (или) СЭС и т.п.

Результатом обследования станут акт и заключение комиссии. Если будет принято решение о признании жилья непригодным, то дальше нужно будет установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Если жилье реально непригодно для проживания, но комиссия признала его пригодным или подлежащим капитальному ремонту, обратитесь к опытному юристу, чтобы оспорить решения в суде.

В жилье нарушены санитарные нормы. Например, в помещении повышенная сырость или есть плесень на стенах.

Чтобы получить подвреждающий это документ, обратитесь в  Центр эпидемиологии и гигиены при региональном отделении Роспотребнадзора. Когда у вас будет акт или заключение о нарушении санитарных норм и правил, нужно установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Жилье считается непригодным для проживания, если в нем есть существенные недостатки или нарушения санитарных норм. Например, если оно пострадало от пожара или разрушены стены, потолок, повреждены несущие конструкции или коммуникации.  Если этого нет, то скорее всего жилье будет признано пригодным или подлежащим косметическому ремонту.

Александр Заруцкий Юрист

Случай 3. В жилье живет родитель(и), лишенные родительских прав

Это самый трудный случай. По закону при таких обстоятельствах нужно признать через суд, что размен жилья невозможен. Данный случай касается только квартир, являющихся муниципальной собственностью (неприватизированных). Добиться такого судебного решения сложно и без помощи грамотного юриста обращаться в суд не стоит.

Проверьте, не подходит ли ваша ситуация с жильем под другие основания.

Случай 4. Один из жильцов имеет хроническое заболевание

По закону под этот случай подпадают только определенные тяжелые заболевания из специального списка. Если у вас или одного из прописанных в жилом помещении есть такое заболевание, получите справку об этом у лечащего врача. В ней должен быть указан код заболевания по МКБ-10 (врачи знают, что это).

Получив справку, обратитесь в администрацию, чтобы установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Как установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье

Шаг 1. Заполните заявление

Скачайте  заявление об установлении факта невозможности проживания в жилье, распечатайте и заполните пропуски от руки.

Также заявление можно получить и заполнить в органах власти, обязанных устанавливать данный факт (чаще всего это местные администрации).

Шаг 2. Приложите документы

К заявлению приложите копии документов, подтверждающих причину, по которой вы не можете проживать в имеющемся жилье. Справка с места жительства предоставляется в оригинале.

Шаг 3. Подайте заявление

Отправьте заявление в администрацию того населенного пункта, где расположено жилье (или иной орган власти, уполномоченный разрешать данные вопросы), по почте заказным письмом с уведомлением, либо отнесите его лично в канцелярию.

Если заявление подается лично, то заранее сделайте его копию и попросите, чтобы в приемной поставили отметку о том, что его приняли и поставили дату. Также возьмите с собой оригиналы всех собранных документов.

Обратите внимание, что по закону ответ на обращение граждан органы власти обязаны дать в течение 30 дней с момента получения заявления. Если ответ не получен, пожалуйтесь на нарушение сроков в прокуратуру.

Установлен факт невозможности проживания.Что делать дальше?

После получения документа об установлении факта вам нужно встать на учет.

Что делать, если администрация отказывается установить факт невозможности проживания?

Если у вас есть законные основания для установления факта и вы приложили подтверждающие это документы, пожалуйтесь на полученный отказ в прокуратуру (или суд).

Могу ли я продать или подарить имеющееся жилье, что получить квартиру от государства как сирота?

Это не поможет. По закону такое действие будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Жилищный Кодекс РФ содержит специальную статью на данный счет (ст. 53). После продажи своего жилья вы сможете встать на учет нуждающихся только через 5 лет, но сделать это сироты могут только до 23-х лет. Таким образом продав или подарив имеющееся жилье, вы не сможете претендовать на получение квартиры от государства.

Посмотрите другие памятки:

Как встать на учет сирот, нуждающихся в жилье Как обратиться в суд с иском о предоставлении сироте жилья Как подать заявление о предоставлении жилья сироте Что нужно знать о получении жилья сироте Что нужно знать о праве сирот на жилье

Источник: https://pravasirot.ru/pamyatki/problemy-s-imeyushhimsya-zhilem/

Когда собственник не сможет вселиться в свое жилье даже через суд

Невозможность проживания

На первый взгляд, это выглядит абсолютным нонсенсом: как человек, имея собственное жилье, не может в нем проживать?

Конечно, в жизни случается всякое, и бывает так, что другие жильцы квартиры в открытую не пускают собственника на его законную территорию.

Но, казалось бы, в судебном порядке собственник всегда может без труда обосновать свое право пользоваться жильем и добиться принудительного вселения.

Однако судебная практика показывает, что владение жильем на праве собственности не всегда является безусловным основанием для вселения.

В некоторых случаях суды встают на защиту прав других жильцов квартиры, а вовсе не собственника. Почему так происходит?

причина отказов в удовлетворении исков собственников о вселении кроется в одной небольшой, но очень значимой статье Гражданского кодекса – статья 10 «Пределы осуществления гражданских прав».

В ней говорится о запрете осуществлять свои права с единственной лишь целью – причинить вред другому лицу или «обойти» требования закона.

Иными словами, закон запрещает злоупотреблять своими правами всем, кто ими обладает.

В тех случаях, когда суд усматривает признаки такого злоупотребления, он отказывает истцу в удовлетворении его требований, лишая его тем самым возможности реализовать свое право.

В последнее время статья 10 ГК стала активно применяться судами в разрешении жилищных споров, связанных с вселением собственников. Рассмотрим конкретные примеры:

1. Собственнику отказано во вселении в квартиру, т.к. его доля признана незначительной.

Когда квартира находится в долевой собственности, вопрос о вселении нового жильца не может решаться без учета интересов всех, кто в ней проживает.

Нередко возникают такие ситуации, когда у собственника есть доля в праве собственности на квартиру, однако нет технической возможности предоставить ему в пользование отдельное жилое помещение, соразмерное его доле.

Например: однокомнатная квартира, в которой проживает одна семья, владея 2/3 доли. В нее требует вселиться другой сособственник, у которого 1/3 на эту квартиру, но он не является членом этой семьи.

Разумеется, совместное проживание в одной комнате абсолютно чужих друг другу людей невозможно, что признает и суд, отказав такому собственнику во вселении.

При каких условиях суд признает требование сособственника о вселении в квартиру злоупотреблением правом:

– если в квартире изначально проживает семья, владеющая долей в праве собственности, и такое жилье является для нее единственным,- если у сособственника, который хочет вселиться, нет объективной необходимости в этом (например, у него есть другое жилье, где он постоянно или преимущественно проживает),- если доля, которая принадлежит сособственнику настолько мала, что не позволяет выделить ему в пользование отдельное жилое помещение.

Примеров судебных решение об отказе во вселении сособственника в жилье накопилось уже достаточно много.

Причем размеры долей сособственников варьируются от самых мизерных (1/40, например) до вполне серьезных (как 1/3, например).

Все зависит от конкретных обстоятельств дела, поэтому нельзя категорично обозначить минимально допустимую величину доли в квартире, которая позволит в нее вселиться.

2. Собственнику отказано во вселении в квартиру, т.к. совместное проживание признано невозможным.

Злоупотреблением правом суд может признать и такое вселение собственника в квартиру, которое явно угрожает жизни или здоровью других жильцов.

При этом сохраняются те же дополнительные условия: собственник очевидно не заинтересован в проживании в спорном помещении, имея другое жилье, но все равно требует его вселить.

Например, суд отказал в иске о вселении собственницы 1/6 доли в квартире, признав у нее отсутствие заинтересованности в пользовании жильем (постоянно она проживала по другому адресу).

Кроме того, у нее имелось хроническое заболевание, которое представляло угрозу здоровью других сособственников, проживающих в квартире (определение Мосгорсуда по делу № 33-16422).

Препятствием для совместного проживания могут также стать:

– конфликтные отношения, сложившиеся между сособственниками,- угроза интересам несовершеннолетнего ребенка, который проживает в квартире,- социально опасное поведение сособственника, который хочет вселиться.

При этом нужно учитывать, что суд вправе отказать собственнику во вселении по причине невозможности совместного проживания лишь при условии, что у него имеется другое жилье.

Таким образом, не всегда право собственности на жилье позволяет им беспрепятственно пользоваться.

© Сивакова И. В., 2018 г.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/sivakova/kogda-sobstvennik-ne-smojet-vselitsia-v-svoe-jile-daje-cherez-sud--5b8ffd65b4dba900ac7c071b

Исковое заявление о выселении за невозможностью совместного проживания

Невозможность проживания
Skip to content

Исковое заявление о выселении за невозможностью совместного проживания может быть написано собственником жилья или контролирующими органами, например, опекой или прокуратурой.

В жизни бывают ситуации когда супруги создают невозможные условия для проживания вместе (не пускают в жилище, не дают пользоваться кухней или ванной комнатой). Когда один из супругов, не выдерживая такие обстоятельства, покидает жилплощадь, другой начинает процесс выселения.

В таких случаях после предъявления иска о выселении сразу же идет встречный иск об устранении препятствий в пользовании. Судебные органы рассматривают такие дела на доказательствах нарушения прав и интересов друг друга предоставленных сторонами.

Однако к участникам семьи относится не только муж или жена, но и родители супругов, дети. Могут быть признаны участниками лица, находящиеся на иждивении, если они поселены в составе семьи по соглашению найма.

Если лицо убыло из состава семьи нанимателя жилища по соглашению найма, но и дальше живет в жилье, то за ним остаются те же права в пользовании помещением что и были. Такое лицо само отвечает по своим обязанностям найма.

Прекращение брака не влечет изменение жилищных прав. Прекращение отношений в семье это раздельное домашнее хозяйство, отсутствие общего семейного бюджета. Иными словами, эти лица стали соседями.

Так как ст. 91 ЖК РФ рассматривает отселение лиц в случае регулярного отступления от интересов лиц живущих рядом, то по требованию лиц былой участник семьи может утратить право на жильё через судебные инстанции без выделения иного жилья. Действия лица должны носить регулярный и противоправный характер.

При рассмотрении ходатайств об отселении на основании ч. 1 ст. 91 ЖК РФ необходимо установить, какие действия нарушают интересы иных лиц жилья или соседних комнат или какие поступки бесхозяйственного отношения к жилью (антисанитария, пожар, затопление водой жилища). Такие действия должны носить систематический характер, то есть иметь место как минимум два раза, возможно разных по характеру.

Часть 2 ст. 91 ЖК РФ предусматривает отселение лиц, утратившие права родителей, если установлено судебным решением невозможность такого проживания вместе с детьми. Ходатайство направляется в суд представителем детей до 18-летнего возраста.

Невозможность жизни родителей, утративших права, с детьми подтверждается фактами. Скандалы, злоупотребление спиртным и препаратами наркотического действия, создание антисанитарии расцениваться как факты невозможности дальнейшего существования вместе.

Предоставляются доказательства:

  • показания соседей;
  • участкового полиции;
  • справки из органов по делам несовершеннолетних;
  • наркологической поликлиники.

 Выселение во внесудебном порядке

Исковое заявление о выселении из дома

Расторжение семейных отношений

Подать исковое заявление о выселении члена семьи придется владельцу, если брак расторгнут, а добровольно освободить квартиру прежняя жена или муж не имеют желания. Это происходит тогда, когда имущество принадлежало одному из супругов на праве собственности до заключения брака.

Но бывают ситуации когда семейные отношения испорчены между взрослыми детьми и родителями либо между лицами, находящимися в гражданском браке.

Не каждый родственник может в составе семьи. Для признания его таковым необходимо вселение в жилое помещение на этих правах.

К бывшим участникам семьи владельца относятся лица, с которыми были прекращены брачные отношения. Отсутствие общего хозяйства, бюджета, предметов быта, а также отсутствие по месту жительства в жилище владельца все это свидетельствует о прекращении брачных отношений.

При оформлении ходатайства в письменном виде излагаются все события жизни в последовательности. Также указывается степень родственника, причины прекращения этих отношений, основания для отселения.

Все обстоятельства должны подтверждаться документами либо свидетельскими показаниями. Семейные вопросы являются неприятной темой. Суд может коснуться откровенных вопросов семьи.

Исковое заявление на выселение бывшего супруга

Если прежний супруг зарегистрирован в недвижимости, то здесь будет иметь значение является ли он совладельцем жилья. От этого будет зависеть порядок освобождения им квадратных метров. Исковое заявление о выселении бывшего мужа составляется письменно.

Для снятия с учета регистрации необходимо личное согласие супруга, кроме случая признания судом, прежнего супруга умершим или пропавшим без вести. Кроме того, супруга должна доказать наличие оснований для отселения прежнего мужа.

Суд принимает во внимание наличие другого жилого помещения в собственности прежнего супруга либо другого жилья в долевом владении, например, у родителей. Если такого жилья нет, то суд дает ему время до одного года на решение жилищных вопросов. Одним из выходов в данной ситуации является продажа недвижимости.

Причины ходатайства зависят от вида жилья:

  1. Муниципалитета или ведомства.
  2. Собственного.

Выселить мужа или жену из жилища в общем владении практически нереально. Нереально также отселить прежнего мужа в связи с уступкой в приватизационном акте в пользу другого лица в семье, так как он имеет право пользования жильём в течение всей жизни. (ст. 292 ГК).

Супругам, живущим в помещениях муниципалитета, предоставляются равные жилищные права. Разделить такое жильё можно по взаимному соглашению (ст. 69 ЖК). В случае отказа мужа от обмена без причин, возможно ходатайство о принуждении произведения размен жилья.

Определив долю совместного недвижимого имущества, можно ходатайствовать:

  • об установлении порядка пользования;
  • установление доли в натуральном виде;
  • установление компенсации в денежном измерении этой доли;
  • об отселение мужа.

В этом моменте предпочтение отдается супругу, с которым будут жить дети или чья часть является большей в жилище.

Порядок оформления ходатайства определен нормами статьи 131, 132 ГПК России. Такое ходатайство составляется письменно.

Ходатайство содержит три части

  1. Вступительную.
  2. Описательную.
  3. Мотивировочную часть.

Вступительная часть:

  • наименование суда;
  • данные заявителя полностью;
  • данные ответчика;
  • если требования предъявляются к ФМС о снятии с учёта ответчика, указываются данные о нем во вступлении.

Далее, указывается название ходатайства и изложение обстоятельств, послуживших причиной направления заявления, документацию, на основании которой предъявляется заявление, например, свидетельство о прекращении отношений в семье, данные о мерах урегулирования конфликта до суда.

Мотивировать требования необходимо опираясь на нормы и положения закона.
После подведения изложенных причин и мотивировки идет указание на конкретное требование с указанием причин, полных данных и адреса ответчика.

В дополнении к ходатайству прилагаются документу. Список их зависит от причин отселения прежнего супруга и от вида жилища.

Исковое заявление о выселении и снятии с регистрационного учета

Исковое заявление на принудительное выселение подаётся в суд по месту расположения недвижимости.

Для освобождения помещения от лиц, неправомерно занявших жильё, оформляется заявление. В заявлении отражаются правдивые мотивы и основания.

В случае дачи ложных данных и применения неправильных положений закона, ответчик может оспорить иск.

Заявление должно содержать информацию:

  • наименование суда и адрес;
  • данные заявителя полностью;
  • данные ответчика полностью;
  • суть ходатайства об освобождении жилища;
  • требование совершения определенных действий, например, выдворение из строения;дата и подпись.

К ходатайству прилагается документация:

Копия свидетельства о госрегистрации,документы на право владения.
Оригинал счетаоплаты госпошлины.
Копии ходатайстввсем участникам в деле.

Суд осуществляет проверку документов и обоснованность заявления.

Исковое заявление о выселении подсудность

Главным в заявлении об освобождении жилища является вопрос куда подавать иск о выселении.

Рассмотрение таких дел должно производиться судебными инстанциями общей юрисдикции: районными или городскими. Ходатайство об освобождении жилища направляется в судебные инстанции по адресу нахождения объекта недвижимости.

Если же освободить помещение необходимо от фирмы, то заявление подается в арбитражные суды согласно Гражданского кодекса.

Как написать иск о выселении

Как составить исковое на выселение? Ходатайство направляется по территории нахождения недвижимости в районный суд. До обращения в суд лучше попытаться урегулировать конфликт мирным путем, потому что этот процедура долгая, требующая затрат денег и нервов.

Заявление вначале включает в себя Ф.И.О. и адрес заявителя, ответчика и третьих лиц, чьих интересов это касается. Далее, идет наименование заявления.

Начинать надо с описание ситуации и причин ходатайства в суд, а также указать почему ответчик живет неправомерно. В конце заявления излагается просьба об освобождении жилища и об удалении с учёта прописки. Эти два требования взаимосвязаны.

Ходатайство составляется по количеству участников дела и дополняется подтверждающими документами. Иск носит имущественный характер и оплачивается госпошлиной.

В ходатайстве указывают причины утраты права проживания.

Они могут быть различными:

Лицо не является большеучастником семьи владельца.
Окончено время соглашения наймакоммерческого назначения.
Расторгнуто трудовое соглашение,заключенное с работником ведомственного жилья.
Лицо живет в другом местеи нет личных вещей в квартире.
Самоуправноезанятие жилища.

К ходатайству прилагается следующая документация:

Правовые документы на жилище.
Доказательства письменные уведомления,телеграммы, записи разговоров по телефону.
Счёт об уплатегосударственной пошлины.

Размер госпошлины по искам о выселении

Заявление об освобождении жилища – имущественное требование, но оно не оценивается, поэтому по Налоговому кодексу государственная пошлина составляет 400 рублей.

Оплачивается истцом, заявитель также в ходатайстве просит взыскать госпошлину и судебные расходы с ответчика.

 Иск на выселение

Как выселить родственника

Общепринятые сроки рассмотрения ходатайства об освобождении жилища составляет три месяца. Два месяца уходят на предварительное рассмотрение и слушание дела.

Один месяц — на обжалование судебного решения. Как показывает судебная практика не все дела выдерживаю сроки. В этом нет вины судебных органов. В основном в затягивании дела заинтересован ответчик, он будет не являться в судебные заседания, обжаловать заочное решение, обжаловать решение в апелляционном порядке, отправка писем почтой так же увеличивает сроки рассмотрения подобных дел.

Это время может длиться до шести месяцев в крайнем случае до одного года.

Источник: https://ProVyselenie.ru/zayavlenie-o-vyselenii-za-nevozmozhnostyu-prozhivaniya/

Верховный Суд РФ разъяснил: факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц из числа детей-сирот в целях реализации права на льготное обеспечение жильем устанавливается вплоть до достижения ими возраста 23 лет

Невозможность проживания

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2018 года № 69-АПГ17-12 признан недействующим пункт 8.

2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 января 2013 года № 21-п (приложение 1) (далее – Порядок).

В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», было принято постановление Правительства ХМАО — Югры от 25 января 2013 года № 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в ХМАО – Югре», которым утвержден вышеуказанный Порядок.

Пунктом 8.2 данного Порядка установлено, что факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — на дату обращения в уполномоченный орган с заявлением, а для лиц из числа детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, и иных лиц — на дату их совершеннолетия.

Административный истец Рублева О.С. обратилась в Суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействующим пункта 8.2 данного Порядка, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы в указанной части положениям федерального законодательства. А именно данная норма противоречит требованиям действующего законодательства.

Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.08.2017 в удовлетворении административного искового заявления Рублевой О.С. отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу истца и пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе в связи с тем, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или оно не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 приведенного Федерального закона).

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее — Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством автономного округа.

Судом установлено, что во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, а также в целях реализации статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принято постановление от 25 января 2013 года № 21-п, которым утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно положениям Порядка, он определяет организацию работы уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление о признании факта невозможности проживания в жилом помещении с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, подтверждающих обстоятельства.

Заявление могут также представить дети-сироты, лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Оспариваемым пунктом 8.2 Порядка определено, что факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается в отношении детей-сирот — на дату обращения в уполномоченный орган с заявлением, а лиц из числа детей-сирот и иных лиц — на дату их совершеннолетия.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или они остались без попечения единственного или обоих родителей, когда находились в возрасте до 18 лет.

Как вышеуказанным Федеральным законом, так и законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ предусмотрено право указанных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно.

С заявлением о предоставлении жилых помещений, кроме законных представителей лиц, перечисленных в вышеназванных нормативных правовых актах, вправе обратиться и сами дети-сироты, а также лица из их числа по достижении ими возраста 18 лет (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и пункт 3.3 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ) в случае, если они не были включены в список до достижения ими возраста 18 лет.

Указанные законы не содержат такого требования как установление факта невозможности проживания лиц из числа детей-сирот и иных лиц в ранее занимаемом жилом помещении именно на дату их совершеннолетия.

Соответственно, права и интересы детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть поставлены в зависимость от этого обстоятельства.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации определяется лишь порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в ранее занимаемых жилых помещениях.

При этом Федеральным законом не предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать какие-либо ограничения или условия, умаляющие права вышеуказанных лиц на получение жилого помещения.

В связи с чем предусмотренное в пункте 8.2 оспариваемого Порядка условие установления факта невозможности проживания в жилом помещении вышеперечисленных лиц на момент достижения ими совершеннолетнего возраста противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, оспариваемая норма устанавливает дополнительные требования, снижая уровень правовых гарантий вышеперечисленных лиц.

Кроме того, вышеизложенное дает основания полагать о наличии в данном случае коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

— решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

— признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8.

2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 января 2013 года N 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», в той мере, в которой для лиц из числа детей-сирот и иных лиц определение факта невозможности проживания в жилом помещении устанавливается на дату их совершеннолетия.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 г. № 69-АПГ17-12 размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика», подраздел «Решения высших судов».

Деятельность Центра по информированию о правовых позициях высших судов Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: http://souchastye.ru/verxovnyj-sud-rf-razyasnil-fakt-nevozmozhnosti-prozhivaniya-v-ranee-zanimaemom-zhilom-pomeshhenii-lic-iz-chisla-detej-sirot-v-celyax-realizacii-prava-na-lgotnoe-obespechenie-zhilem-ustanavlivaetsya-v/

Как признать невозможность проживания детей–сирот в занимаемом жилье?

Невозможность проживания

В нашей главной статье, посвященной общим проблемам получения квартиры сиротами, мы уже упоминали о главных принципах выдачи такого жилья. Напомним их вкратце.

В соответствии с законодательством РФ дети–сироты имеют право на получение бесплатного жилья от государства. Однако данное право имеется не у всех сирот, а только у тех из них, которые соответствуют определенном критериям. В частности, такие лица не должны иметь жилья в собственности, а так же занимать муниципальную квартиру. Законодательство делает из этого правила одно исключение, а именно — даже при наличии такого жилья, сирота может претендовать на получение квартиры от государства, в случае, если будет признано, что проживание в занимаемой квартире невозможно.

Указанное правило содержится в ФЗ–№ 159.

Первое, что необходимо подчеркнуть, жилищное право — эта отрасль, которая регламентируется не только федеральными нормативами, но и актами субъектов РФ.

И законы или иные региональные акты не могут ухудшать положение лица, не могут умолять его прав; они могут только наделить дополнительным правом! Естественно, рассмотреть все нормативные акты всех субъектов России нет никакой возможности, поэтому мы остановимся на освящении данного вопроса в Москве.

Этап признания факта невозможности проживания в занимаемом жилье самый сложный во всей процедуру получения квартиры сиротами

Данное правоотношение в Москве урегулировано Законом г. Москвы N 61. Нужно отметить,что во многих случаях, этот закон дает больше гарантий и прав сиротам для получения жилья, нежели федеральное законодательство, а так же законодательство других регионов России.

Итак, для начала перечислим правовые основания, наличие хотя бы одного из которых необходимо для начала всей процедуры, а далее рассмотрим возможность подачи заявления, список всех необходимых документов, а так же порядок принятия решения государственными органами.

  1. Имеющаяся квартира признана аварийной или ветхой;
  2. Проживание с лицами, которые не являются членами одной семьи. Данное основание очень сложно в плане практической реализации, в связи с тем, что законодательство не выработало единообразного определения понятию «семья»;
  3. Площадь занимаемой квартиры меньше нормы предоставления. Это основание, предусмотренное московским законом, значительно расширяет возможности сирот на получения жилья т.к. федеральное законодательство говорит не о норме предоставления, а об учетной норме! Норма предоставления в Москве, как известно, равна 18 кв. м. на человека! Обратите внимание, что данное правило будет иметь силу, даже если уменьшение площади квартиры произошло в результате вселения самого сироты;
  4. Наличие у сироты одного из заболеваний, перечень которых указан ниже;
  5. Потеря права на занимаемую квартиру сиротой до достижения им 18 летнего возраста.
  6. Проживание в квартире со следующими лицами; Перечень:
    • Родителями, которых лишили родительских прав.
    • Усыновителями, в случае, если усыновление было отменено.
    • С хроническими алкоголиками или наркоманами.
    • Недееспособными или ограниченными в дееспособности.
    • С гражданами, которые болеют определенными болезнями (перечень указанных заболеваний). Этот же список заболеваний относится к четвертому правовому основанию!

Перечисленные выше основания указаны в п.6 ст.13 Закона г. Москвы N 61.

Мы ознакомились с правовыми основаниями, наличие хотя бы одного из которых обязательно, для того чтобы признать факт невозможности проживания в занимаемой квартире.

Сейчас же перечислим полный список документов, которые необходимо представить вместе с заявлением.

Необходимо иметь в виду, что перечень документов напрямую зависит от того, на какое из перечисленных выше оснований Вы ссылаетесь.

Важно отметить, что все предоставляемые документы можно подразделить на два вида:

  1. Документы, представить которые необходимо в обязательном порядке;
  2. Документы, представление которых необязательно, т.е., если заявитель их не представит,государственные органы должны будут получить их самостоятельно, посредством межведомственного информационного запроса;

Специалисты компании «Controversia» настоятельно рекомендуют при подаче заявления сразу собирать и подавать все документы, не надеясь на качество межведомственных запросов!

  1. Паспорт;
  2. Если заявление подается попечителем, соответственно паспорт попечителя, а так же документ подтверждающий законность попечительства (акт органа опеки);
  3. В случае, если основанием признания невозможности проживания является наличие указанного выше перечня заболеваний, необходимо представить медицинскую справку;
  4. Если сирота проживает с лицом, страдающим алкоголизмом или наркоманией, необходимо представить справку о постановке этого лица на наркологический учет;
  5. Если основанием признания является проживание сироты с лицами, которые не являются членами его семьи, то необходимо представить вступившее в силу решение суда. Состав семьи, в данном случае, будет определяться именно судебным решением;
  6. В том случае, если сирота проживает с лицом, который является недееспособным или ограничен в дееспособности, необходимо так же представить соответствующее решение суда;
  7. Документ, подтверждающий утрату жилья, если жилье было утрачено до достижения возраста 18 лет;
  8. И наконец, можно представить любой другой документ, который может подтвердить наличие одного из указанных правовых оснований;
  1. Как известно, полную дееспособность человек приобретает в возрасте 18 лет, однако иногда возможно получить полную дееспособность раньше. Этот процесс в юриспруденции называется эмансипацией. Если ребенок–сирота добился эмансипации, то нужно представить соответствующий документ;
  2. Акт о назначение попечителя. Этот пункт не является обязательным, если заявление подается самим лицом из числа детей–сирот;
  3. Свидетельство о собственности на имеющееся жилье, либо договор социального найма, если квартира муниципальная;
  4. ЕЖД, получить его можно в любом МФЦ в день обращения;
  5. Судебное решение о лишении родительских прав, если имеет место такое основание, как проживание с «бывшими» родителями;
  6. Такое же решение, только об отмене усыновления. Если речь идет о соответствующем правовом основании;
  7. Специальное заключение, подтверждающее, что жилье непригодно для проживания (ветхое или аварийное);
  8. Выписка из ЕГРП о том, что у заявителя действительно не имеется больше никакого жилья;

Оба перечня документов, содержатся в п.9 ППМ №430. У нас можно скачать заявление о признании невозможности проживания однако имейте в виду, что данная форма действительна только в г. Москве.
Заявление подается:

  • Опекуном или попечителем, если ребенку еще не исполнилось 18 лет. Необходимо отметить, что в этом случае заявление необходимо подать не позднее шести месяцев до дня исполнения 14 лет вашему подопечному! Если же обстоятельства невозможности проживания возникли после наступления 14 лет — не позднее 30 дней с момента наступления указанных обстоятельств! Подается же заявление в орган опеки по месту жительства;
  • Заявление может подать непосредственно сам сирота, если он достиг 18 лет и если до достижения 18 лет такое заявление не подавалось. В данном случае заявление может быть подано сразу в ГБУ Центр «Содействие», или же в орган опеки;

После получения заявления и всех необходимых документов, орган опеки должен в течение 30 дней провести проверку полноты документов, а так же достоверности указанных сведений. После истечения указанного срока, органы опеки должны совершить одно из двух действий:

  1. Возвращает заявление заявителю, в том случае, если выявится неполнота сведений или нехватка каких–либо документов. Причем в случае такого возврата, должна быть в обязательном порядке указана причина. В этом случае заявитель должен исправить все недостатки заявления и подать обращение еще раз.
  2. Направляет документы в ГБУ «Содействие», если в обращении не выявлено никаких недостатков.

Совсем недавно ГБУ «Детство» было переименовано в ГБУ «Содействие». Причины таких изменений неизвестны.

Итак, после получения от органа опеки заявления и всех документов, данная организация должна в течение 30 дней подготовить проект заключения по решению вопроса о признании невозможности проживания и направить его в специально созданную Комиссию, о которой речь пойдет чуть ниже. Тут же следует добавить, что если заявление было подано сразу в ГБУ «Содействие», а не в орган опеки, то ГБУ «Содействие», в таком случае должно будет выполнить и предварительную проверку документов. Таким образом, срок на передачу заявления все равно будет равен 60 дням.

Итак, после получения заключения от ГБУ «Содействие», а так же пакета всех необходимых документов,Комиссия должна в течение 30 дней рассмотреть полученное заключение и вынести уже свое, другое заключение, которое может содержать один из трех выводов:

  1. Заключение Комиссии содержит вывод о невозможности проживания в ранее занимаемом жилье;
  2. Комиссия приходит к выводу о том, что проживание все–таки возможно;
  3. Третий возможный ответ Комиссии, на наш взгляд, самый интересный. Дело в том, что Комиссия может решить, что в заявлении не хватает сведений или представлен неполный комплект документов! Этот действительно интересно, ведь полноту документов и представленных сведений уже предварительно проверяли течение 60 дней две государственные организации (органы опеки и ГБУ «Содействие»). Таким образом, вся предварительная работа по рассмотрению заявления может быть сведена не нет. Очень важно подчеркнуть, что если Комиссия придет к этому выводу, то необходимо будет подавать заявление заново, иначе будет сделан вывод о том, что проживание занимаемой квартире возможно!

Итак, после того, как Комиссия вынесла свое заключения, все дело попадает в ДТСЗН г. Москвы, которые уже и выносит окончательное решение на основании заключения, сделанного предварительно Комиссией, в срок 10 дней. Далее, копия окончательного решения должна быть направлена заявителю.

После принятия положительного решения сиротам придется пройти второй этап получения жилья — подать заявление о включении в список сирот для обеспечения жильем.

Выводы: как мы видим, претенденту на получение квартиры придется пройти через четыре государственные инстанции, каждая из которых вправе отказать в рассмотрении заявления и направить заявителя за дополнительными сведениями. Общий срок рассмотрения заявления равен 100 дням.Конечно, многие столкнувшись с таким бюрократизмом, могут сдаться и прекратить бороться за свое право, однако мы, сотрудники компании «Controversia», советуем набраться терпения и пройти этот нелегкий путь до конца. И, конечно же, наши специалисты всегда готовы Вам помочь. Если у Вас, дорогие читатели, остались вопросы, или Вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии внизу или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

Вам также может понравиться

Источник: https://controversia.ru/kak-priznat-nevozmozhnost-prozhivaniya-detey-sirot-v-zanimaemom-zhile/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.